Почитание Ему, Возвышенному, Святому, полностью Пробужденному!
Так я слышал. Однажды Возвышенный пребывал среди народа Куру, в местности Куру, называемой также Каммасадамма. И там Возвышенный обратился к монахам: "О монахи!" "Достопочтенный!" - ответили тогда эти монахи. И Возвышенный говорил так:
"Единственный путь /38/ существует, о монахи, к очищению сущности /39/, к преодолению горя и скорби, к прекращению страданий и печали, к обретению правильного метода /40/, к осуществлению ниббаны - это четыре основы внимательности /41/. Каковы же эти четыре?
Когда, о монахи, находясь в теле, монах пребывает в созерцании тела /42/, усердный, прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по отношению к миру /43/; находясь в чувствах, он пребывает в созерцании чувств, усердный, прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по отношению к миру; находясь в уме, он пребывает в созерцании ума, усердный, прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по отношению к миру; находясь в объектах ума, он пребывает в созерцании объектов ума, усердный, прозорливый, бдительный, старающийся преодолеть вожделение и печаль по отношению к миру".
СОЗЕРЦАНИЕ ТЕЛА
~~~~~~~~~~~~~~~
"Как же теперь, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела?"
[Внимательность к дыханию:]
"И вот, о монахи, удалился монах в лес; он живет у подножья дерева или в пустой хижине. Он садится со скрещенными ногами, с выпрямленной спиной. Смотря прямо перед собой, он ровно и внимательно делает вдох, внимательно делает выдох.
Делая долгий вдох, знает он: я делаю долгий вдох; делая долгий выдох, знает он: я делаю долгий выдох. Делая короткий вдох, знает он: я делаю короткий вдох. Делая короткий выдох, знает он: я делаю короткий выдох. Ощущая все тело (дыхания) буду я вдыхать /44/; ощущая все тело (дыхания) буду я выдыхать - так упражняется он. Успокаивая (дыхательную) функцию тела /45/, буду я вдыхать, - так упражняется он; успокаивая (дыхательную) функцию тела, буду я выдыхать, - так упражняется он.
"И подобно тому, о монахи, как искусный токарь, если он долго точит дерево, знает: я долго точу дерево; если он быстро точит дерево, знает: я быстро точу дерево, - точно так же, о монахи, знает тогда монах; если он делает долгий вдох, знает он: я делаю долгий вдох; если он делает долгий выдох, знает он: я делаю долгий выдох".
[Практические советы:]
"Так пребывает он внутри тела (дыхания) в созерцании тела; или пребывает он снаружи в теле; или пребывает он внутри и снаружи (попеременно) в теле в созерцании тела /46/.
Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи (попеременно) в их возникновении и исчезновении, пребывает он в теле /47/.
"Вот тело!" - так его внимание устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию, пока служит внимательности /48, 49/. Независимый /50/ живет он, и ни к чему в мире он не привязан.
Так, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела.
|