Человек - высшее проявление Абсолюта на нашей планете - удивительно устроенное существо, хотя обыкновенно мы мало понимаем его действительную природу, Человек включает в себя физический и духовный мир, все от высшего до низшего, как об этом говорилось в наших книгах ("Основы миросозерцания индийских йогов" и "Пути достижения индийских йогов"). В своих костях и теле он представляет часто почти минеральную форму жизни, и. на самом деле в его костях, теле и крови минеральные вещества существуют почти в неизменном виде. Физическая жизнь тела похожа на жизнь растений. Многие из физических желаний и эмоций родственны желаниям и эмоциям животных, и в неразвитом человеке эти желания и эмоции преобладают над высшей природой и пересиливают ее настолько, что она часто становится совсем незаметна. Затем человек обладает целым рядом свойств, которые принадлежат исключительно ему и которыми не обладают животные.
В дополнение к душевным способностям, свойственным всем людям, существуют еще высшие способности, скрытые тоже во всех людях, но проявляющиеся только в немногих. Эти скрытые способности, проявляясь, делают человека более, чем человеком. Развитие и раскрытие этих скрытых способностей возможно для всех, достигших нужной стадии развития, и стремление к знанию, или интеллектуальный голод, очень часто причиняется как бы давлением этих раскрывающихся скрытых способностей, стремящихся войти в сознание. Затем в человеке есть та удивительная способность, которая называется волей, и которую очень плохо понимают люди, незнакомые с восточной философией или философией йогов - это сила "Я", наследие, полученное при рождении от Абсолютного.
Но все эти душевные и физические свойства, принадлежа человеку, не составляют самого человека, и по-. этому, прежде чем человек будет способен обладать вещами, принадлежащими ему, управлять ими, регулировать их действия, он должен пробудиться к сознанию самого себя; не зная себя, он не может знать своих орудий. Он должен быть ' способен различать "Я" я "не-Я", и это первая задача, которая ставится перед человеком, стремящимся к посвящению.
Истинное "Я" человека есть божественная искра, посылаемая из священного пламени, это дитя Божественного Родителя; оно бессмертно, вечно, неразрушимо, и непобедимо. Оно обладает в себе силой, мудростью и реальностью. Но, подобно ребенку, который содержит в себе будущего человека, ум человека не знает о своих скрытых и потенциальных свойствах, не знает самого себя. Пробуждаясь и раскрываясь к знанию своей истинной природы, он проявляет эти качества и сознает, что дано ему Абсолютным. Когда истинное "Я" начинает пробуждаться, оно отделяет от себя вещи, которые являются только его атрибутами, но которые оно в своем полупробужденном состоянии, рассматривало, как "Я". Откидывая сначала одно, затем другое, оно постепенно отделяет от себя все "не-Я", оставляя истинное "Я" свободным от всех его цепей и принадлежащих ему атрибутов. Затем, оно возвращается к отброшенному и начинает пользоваться им, как вещами, только принадлежащими ему, но не составляющими его самого.
Рассматривая вопрос: что есть истинное "Я", необходимо прежде рассмотреть, что человек обыкновенно разумеет, когда говорит "Я". Животные не обладают чувством "Я"; они сознают внешний мир, свои желания, чувства и стремления, но их сознание не достигло степени самосознания, они не способны думать о себе, как об отдельных существах, и размышлять о своих мыслях. Они не обладают сознанием божественной искры - "Я" или истинного себя.- Но божественная искра скрыта во всех формах жизни, даже в самых низших. В человеке низкого уровня много оболочек закрывают ее от света, но тем не менее она всегда есть. Она спит в уме дикаря и, постепенно раскрываясь, начинает бросать свой свет. В человеке, начинающем стремиться к знанию, она уже борется с окружающей темнотой, и ее лучи стараются проникнуть, через материальные покровы. Когда истинное "Я" начинает пробуждаться от своего сна, его сновидения постепенно уходят от него, и оно начинает видеть мир, как он есть, и узнавать самого себя, как оно само есть в действительности, а не в тех искаженных образах, какие ему показывали его сны. Дикарь или варвар плохо сознает свое "Я"; он стоит только немного выше животного, в отношении сознательности, и его "Я" почти исключительно поглощено сознанием нужд и потребностей тела, удовлетворением вожделений и страстей, достижение личной безопасности, стремлением к примитивному проявлению власти. В диком человеке "Я" находится в низкой части инстинктивного ума, и, если бы дикарь мог анализировать свои мысли, он сказал бы, что "Я",- это его физическое тело, причем его тело имеет чувства, нужды и желания. "Я" такого человека есть физическое "Я",-тело представляет форму и вещество этого "Я". И это верно не только относительно дикаря, но даже среди так называемых цивилизованных людей нашего времени мы видим очень многих на этой стадии развития. Они развили свои мыслительные и логические способности, но не умеют жить "внутри своих умов", как живут другие; они пользуются своими мыслительными способностями только для удовлетворения телесных желаний и страстей, и живут исключительно на плоскости инстинктивного ума. Такие люди могут говорить о "своем уме" и "своей душе" не сверху, как смотрит на ум и душу человек, постигший истинное "Я"> а снизу, с точки зрения человека, живущего на плоскости инстинктивного ума и видящего над собой душевные и умственные атрибуты, как высшие свойства его "Я". Для таких людей "Я" есть тело; их "Я" связано их чувственной природой тем, что доходит до них через органы чувств. Разумеется, человек, идя вперед по пути культуры и цивилизации, постепенно воспитывает свои чувства и начинает удовлетворяться только более утонченными вещами, тогда как менее культурный человек удовлетворяется только самыми материальными и грубыми наслаждениями. Очень многое из того, что мы называем культурой, есть только культура более утонченных форм умственного наслаждения, а совсем не реальное движение по пути раскрытия внутренних форм сознания. Правда, что люди, изучающие оккультизм, обладают развитием способностей, часто превышающими способности обыкновенного человека, но в таких случаях чувства культивировались все время под главенством воли и стали слугами "Я", вместо того, чтобы быть препятствиями на пути к прогрессу; они подчинены прогрессу, тогда как прежде они господствовали над ним.
|