- Эх ты! В четыре года не можешь удержаться в седле! Когда же ты станешь
настоящим мужчиной? И что скажет твой достойнейший отец?
Старый Тзу в сердцах вытянул хлыстом пони - заодно досталось и незадачливому
наезднику - и сплюнул на землю.
Раззолоченные купола и крыши Поталы искрились в лучах яркого солнца. Ближе
раскинулось живое лазурное озеро Змеиного Замка, легкой рябью выдавая места,
где резвились водоплавающие птицы. Вдалеке по каменистой горной тропе тянулись
покидающие Лхасу люди; оттуда слышны были удары и громкие крики, которыми
погонщики подбадривали медлительных яков. Где-то совсем близко время от
времени сотрясало воздух низкое "бмммн", "бмммн" - это монахи-музыканты,
забравшись подальше от слушателей, учились играть на своих бас-трубах.
Мне недосуг было любоваться этими обычными, повседневными вещами. Сложнейшая
задача -удержаться на спине непокорного пони - стояла передо мной. У Наккима
же на уме было совершенно иное - ему необходимо было отделаться от седока,
убежать на пастбище, кататься по траве и звонко ржать.
Старый Тзу славился как суровый и принципиальный наставник. Всю свою жизнь он
исповедовал настойчивость и твердость, и вот теперь его терпение - как
воспитателя и инструктора верховой езды у четырехлетнего ребенка -подвергалось
серьезному испытанию. На эту должность уроженец Кама был отобран из большого
числа претендентов благодаря высокому, свыше семи футов, росту и огромной
физической силе. В тяжелом войлочном костюме широченные плечи Тзу выглядели
еще более внушительными. В Восточном Тибете есть одна область, где мужчины
особенно выделяются ростом и крепким сложением. Это всегда обеспечивает им
преимущество при наборе монахов-полицейских в ламаистские монастыри. Толстые
подкладки на плечах одежда делают этих стражей порядка еще массивнее, а лица,
вымазанные черной краской, - просто устрашающими. Они никогда не расстаются
длинными дубинами и в любой момент готовы пустить их в дело; все это не может
вызвать у несчастного злоумышленника ничего, кроме ужаса.
Когда-то Тзу тоже служил монахом-полицейским, но теперь - какое унижение!
-должен был нянчить малыша-аристократа. Тзу не мог подолгу ходить, так как был
сильно искалечен; он даже редко слезал с лошади. В 1904 году англичане под
командованием полковника Янгхаз-бенда вторглись в Тибет, опустошили страну,
считая, очевидно, что лучший способ завоевать нашу дружбу - это обстрелять из
пушек наши дома и перебить часть и без того малочисленных тибетцев. Тзу,
принимавшему участие в обороне, в одном из сражений вырвало часть левого
бедра.
Мой отец был одним из лидеров тибетского правительства. Его род, как и род
моей матери, принадлежал к десяти самым аристократическим и влиятельным
семействам Тибета, игравшим значительную роль в политике и хозяйстве страны. Я
еще расскажу вам кое-что о системе нашего правления.
Шести футов ростом, массивный и крепкий, мой отец недаром гордился своей
силой. В юности он сам поднимал пони. Не многие из тибетцев могли, подобно
ему, похвастать победой в состязаниях с уроженцами Кама.
У большинства тибетцев черные волосы и темно-карие глаза. Мой отец и здесь
выделялся - он был сероглазым шатеном. Очень вспыльчивый, он нередко давал
волю своему раздражению, которое казалось нам беспричинным.
Мы редко видели отца. Тибет переживал тяжелые времена. В 1904 году, перед
вторжением англичан, Далай-лама удалился в Монголию, а на время своего
отсутствия переложил управление страной на моего отца и на других членов
кабинета. В 1909 году, после непродолжительного пребывания в Пекине,
Далай-лама вернулся в Лхасу. В 1910 году китайцы, вдохновленные примером
англичан, взяли штурмом Лхасу. Далай-ламе снова пришлось бежать, на этот раз в
Индию. Во время китайской революции в 1911 году китайцев изгнали из Лхасы, но
до этого времени они успели совершить множество ужасных: преступлений против
нашего народа.
В 1912 году Далай-лама вернулся в Лхасу. В течение труднейших лет его
отсутствия на отца и коллег по кабинету легла вся ответственность за судьбу
страны. Мать не раз говорила, что в те дни отец был занят как никогда и,
конечно, не мог уделить никакого внимания воспитанию детей; фактически мы не
знали отцовского тепла. Мне казалось, что ко мне отец был особенно строг. Тзу,
и без того скупой на похвалу или ласку, получил от него инструкцию "сделать из
меня человека или сломать".
|