Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 04.05.2024, 02:46

СОЮЗ

ЗНАНИЙ

Меню сайта
Категории раздела
Файлы Союзников [0]
Личные достяжения пользователей и друзей
ФЕН ШУЙ [1]
Файлы по Фен Шую...
Совершенствование [22]
Материалы по развитию личности, духовности
Воспитание [7]
Материалы по воспитанию отпрысков
Религия [1]
Религиозные учения
Наука [7]
Факты и доказательства
Смешное [6]
Файлы со смешным содержимым
Время [2]
Время какое оно...
Разное [15]
Всякости...
Детям [0]
Игры, развлечения, книжки...
Деткам [9]
Игры, развлечения, книжки...
Просвятись [17]
Материалы достигших мудрости
Здоровье [14]
Все по улучшению здоровья, зрения... физическое состояние
Методика [101]
Материалы с описанием методик
Видео файлы [0]
Визуальное в движении - кино, сообщения, видео
Аудио файлы [0]
Послушаем мир
КНИГИ [13]
Литературные произведения в интересе
Программки [4]
Soft...
MLM [1]
Сетевой маркетинг
Форма входа
Местоположение посетителей

Visitor Map
Create your own visitor map!>
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Совершенствование

Лев Николаевич Толстой О смысле жизни
[ · Скачать удаленно (131k) ] 08.06.2009, 13:51

Когда-нибудь я расскажу историю моей жизни — и тро­гательную и поучительную в эти десять лет моей молодости. Думаю, что многие и многие испытали то же. Я всею душой желал быть хорошим; но я был молод, у меня были страсти, а я был один, совершенно один, когда искал хорошего. Вся­кий раз, когда я пытался выказывать то, что составляло са­мые задушевные мои желания: то, что я хочу быть нравст­венно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощ­ряли. Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие, гордость, гнев, месть — все это уважалось. Отдаваясь этим страстям, я становился похож на большого, и я чувство­вал, что мною довольны. Добрая тетушка моя, чистейшее су­щество, с которой я жил, всегда говорила мне, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтоб я имел связь с за­мужнею женщиной: «Rien ne forme un jeune homme comme une liaison avec une femme comme il faut»[1]; еще другого сча­стия она желала мне — того, чтоб я был адъютантом, и луч­ше всего у государя; и самого большого счастья — того, чтоб я женился на очень богатой девушке и чтоб у меня, вследст­вие этой женитьбы, было как можно больше рабов.

Без ужаса, омерзения и боли сердечной не могу вспом­нить об этих годах. Я убивал людей на войне, вызывал на ду­эли, чтоб убить, проигрывал в карты, проедал труды мужи­ков, казнил их, блудил, обманывал. Ложь, воровство, любо­деяния всех родов, пьянство, насилие, убийство... Не было преступления, которого бы я не совершал, и за все это меня хвалили, считали и считают мои сверстники сравнительно нравственным человеком.

Так я жил десять лет.

В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. В писаниях своих я делал то же самое, что и в жиз­ни. Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я пи­сал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал. Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни. И я достигал этого: меня хвалили.

Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург и сошелся с писателями. Меня приняли как своего, льстили мне. И не успел я оглянуться, как сословные писательские взгляды на жизнь тех людей, с которыми я сошелся, усвоились мною и уже совершенно изгладили во мне все мои прежние попытки сделаться лучше. Взгляды эти под распущенность моей жизни подставили теорию, которая ее оправдывала.

Взгляд на жизнь этих людей, моих сотоварищей по писа­нию, состоял в том, что жизнь вообще идет развиваясь и что в этом развитии главное участие принимаем мы, люди мыс­ли, а из людей мысли главное влияние имеем мы —  художники, поэты. Наше призвание — учить людей. Для того же, что­бы не представился тот естественный вопрос самому себе: что я знаю и чему мне учить,— в теории этой было выяснено, что этого и не нужно знать, а что художник и поэт бессозна­тельно учит. Я считался чудесным художником и поэтом, и потому мне очень естественно было усвоить эту теорию. Я — художник, поэт — писал, учил, сам не зная чему. Мне за это платили деньги, у меня было прекрасное кушанье, помеще­ние, женщины, общество, у меня была слава. Стало быть, то, чему я учил, было очень хорошо.

Вера эта в значение поэзии и в развитие жизни была ве­ра, и я был одним из жрецов ее. Быть жрецом ее было очень выгодно и приятно. И я довольно долго жил в этой вере, не сомневаясь в ее истинности. Но на второй и в особенности на третий год такой жизни я стал сомневаться в непогрешимо­сти этой веры и стал ее исследовать. Первым поводом к со­мнению было то, что я стал замечать, что жрецы этой веры не все были согласны между собою. Одни говорили: мы — самые хорошие и полезные учители, мы учим тому, что нуж­но, а другие учат неправильно. А другие говорили: нет, мы — настоящие, а вы учите неправильно. И они спорили, ссори­лись, бранились, обманывали, плутовали друг против друга. Кроме того, было много между ними людей и не заботящихся о том, кто прав, кто не прав, а просто достигающих своих ко­рыстных целей с помощью этой нашей деятельности. Все это заставило меня усомниться в истинности нашей веры.

Кроме того, усомнившись в истинности самой веры писа­тельской, я стал внимательнее наблюдать жрецов ее и убе­дился, что почти все жрецы этой веры, писатели, были люди безнравственные и, в большинстве, люди плохие, ничтожные по характерам — много ниже тех людей, которых я встречал в моей прежней разгульной и военной жизни — но самоуве­ренные и довольные собой, как только могут быть довольны люди совсем святые или такие, которые и не знают, что такое святость. Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера эта —  обман.

Но странно то, что хотя всю эту ложь веры я понял скоро и отрекся от нее, но от чина, данного мне этими людьми,— от чина художника, поэта, учителя — я не отрекся. Я наивно во­ображал, что я — поэт, художник, и могу учить всех, сам не зная, чему я учу. Я так и делал.

Из сближения с этими людьми я вынес новый порок — до болезненности развившуюся гордость и сумасшедшую уве­ренность в том, что я призван учить людей, сам не зная чему.

Теперь, вспоминая об этом времени, о своем настроении тогда и настроении тех людей (таких, впрочем, и теперь тыся­чи), мне и жалко, и страшно, и смешно — возникает именно то самое чувство, которое испытываешь в доме сумасшедших.

Мы все тогда были убеждены, что нам нужно говорить и го­ворить, писать, печатать — как можно скорее, как можно боль­ше, что все это нужно для блага человечества. И тысячи нас, от­рицая, ругая один другого, все печатали, писали, поучая дру­гих. И, не замечая того, что мы ничего не знаем, что на самый простой вопрос жизни: что хорошо, что дурно,— мы не знаем, что ответить, мы все, не слушая друг друга, все враз говорили, иногда потакая друг другу и восхваляя друг друга с тем, чтоб и мне потакали и меня похвалили, иногда же раздражаясь и пе­рекрикивая друг друга, точно так, как в сумасшедшем доме.

Тысячи работников дни и ночи из последних сил работа­ли, набирали, печатали миллионы слов, и почта развозила их по всей России, а мы все еще больше и больше учили, учили и учили и никак не успевали всему научить, и все сердились, что нас мало слушают.



[1]Ничто так не образует молодого человека, как связь с порядочной женщиной (фр.).

 

Категория: Совершенствование | Добавил: Alex-urs
Просмотров: 923 | Загрузок: 204 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Форма входа
Союзники сайта
  • Эниотехно
  • Портал перемен
  • Карапузина.Все для детей и любящих родителей
    Банеры


    Copyright URS-XEBO © 2024