В последние годы на читателей обрушивается нескончаемый поток литературы по технологиям успеха и методам реализации желаний. Нас учат искусству постановки целей и составлению маршрутов успеха. Учат ежедневно повторять утверждения о собственном преуспевании, мысленно создавать желаемый образ самого себя и отправлять его во Вселенную для материализации. Все это называется позитивным программированием. Мы можем найти в литературе упражнения для создания эмоционального состояния успешности и освоить методы продаж, использующие законы человеческой психики. Нас обещают научить иметь столько денег, сколько мы захотим, формировать события по собственному сценарию и получать наслаждение от полноты жизни. Подобные методики авторы неизменно увязывают с Библией, с философской и интуитивной мудростью Востока, с магией, психотренингом, духовным ростом или современной наукой. Что ж, мотивационную роль эти книги выполняют хорошо, а вот что касается реального результата – это вопрос. В неудержимой попытке заработать авторы зачастую скатываются в примитивизм.
В чем же этот примитивизм заключается? Уже более 70 лет во всем мире большим спросом пользуются книги Карнеги. В талантливой манере, способной воодушевить даже камень, он советует: «Дайте почувствовать собеседнику его значимость, оцените его достижения, подтвердите то, что он сам о себе думает, потакайте его самомнению, избегайте конфликтов». А вот в книге Шострома «Анти- Карнеги» даются другие советы: «Будь собой, ни под кого не подстраивайся, заявляй о собственных интересах и будешь преуспевать. Не избегай конфликтов, а используй их». На последних рекомендациях основано движение парадоксального менеджмента, где рекомендуется уйти от принятой практики потакания клиенту. Как это часто случается, маятник качнулся в обратную сторону, и все начинают рукоплескать противоположности, называя это новым подходом, который на самом деле так же примитивен, как и подход предыдущий. Две вышеназванные книги представляют собой характерный пример противоречивых рекомендаций, обильно представленных в популярной литературе об успехе.
Если обратиться к мудрости поколений, к пословицам и афоризмам, то и здесь мы заметим много противоречий. Сравните. «Терпенье и труд все перетрут», но «Трудом праведным не наживешь палат каменных». «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», но «Работа дураков любит». «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», но «Утро вечера мудреней». «Не зная брода, не суйся в воду», но «Кто смел, тот и съел». Вообще, об удаче пословиц, как ни странно, больше, чем о трудолюбии. «Без счастья и по грибы не ходи», «Счастье придет – и на печи найдет», «Счастливый на карете, а умный пешком», «Не родись красивым, а родись счастливым», «Сегодня ты на коне, завтра конь на тебе». Историк Саллюстий (86–35 г. до н. э) повторял вслед за Цезарем: «Человек сам кузнец своего счастья», но он же утверждал: «Прихоть случая управляет миром». Древние римляне дали миру два крылатых выражения: «Благоразумие выше рока», но «Рок есть ряд причин». Конечно, утомительно приводить обилие высказываний о пользе труда, а как насчет: «Работа – последнее прибежище тех, кто ничего не умеет» (Оскар Уайльд) и «Если о человеке по работе судить, то лошадь лучше всякого человека» (Горький). Продолжать можно до бесконечности. Всюду мы увидим противоречивые советы.
|